Без Голубой мечетисултана Ахмета I представить Стамбул невозможно. Мечеть расположенная прямо напротив храма Святой Софии, была построена в 1616 году и должна была, по замыслу султана, превзойти по красоте знаменитый храм. Расположение двух архитектурных шедевров делает площадь между ними неповторимой. Уже почти 400 лет друг против друга стоят эти два памятника двух таких разных, на первый взгляд, и таких схожих, на самом деле, религий, соревнуясь в величии, красоте, а может быть, в правоте. Посетив это место, попробуйте рассудить, а может быть, померить, хотя бы у себя, в сердце этих двух красавиц. К тому же, у Вас будет возможность узнать многое об исламе, который является ключом восточной философии.
Официально Голубая мечеть называется мечетью Султана Ахмеда. А своим общеизвестным названием она обязана плиткам, по преимуществу голубым, которые в количестве более 200 000 украшают ее внутри.
Архитектором мечети был Мехметага. Он завершил этот шедевр зодчества за семь лет. Здание обладает всеми характерными для архитектуры мечетей признаками. Необычно в Голубой мечети только то, что у нее шесть минаретов: четыре, как обычно, по сторонам, а два чуть менее высоких - на внешних углах внутреннего двора. В одной истории говорится, что султан тем самым рассердил старейшин города паломничества, Мекки (религиозный центр ислама). Однако правдивость этой истории очень сомнительна.
Между 1603- 1617 гг., в период властвования 14- го османского падишаха султана Ахмеда I, была построена наиболее интересная мечеть Стамбула - Ахмедие. Зодчим мечети был Мехмед-ага - один из учеников Синана. Строительство этого сооружения было начато в 1609, а завершено в 1616 году. Мечеть строилась в составе грандиозного архитектурного ансамбля, в который вошли: медресе, больница, благотворительные заведения, школы, тюрбе, караван-сарай. В XIX столетии больница и караван-сарай были разрушены. Мечеть Ахмедие по праву заняла выдающееся место в Османской архитектуре. Так или иначе, по величине и изяществу ни одна из мечетей, построенных после Ахмедие, не может с ней сравниться.
Зодчий мечети Ахмедие, Мехмед-ага, по прозвищу "Ювелир", до выявления архитектурных способностей служил в янычарском полку, где руководил сооружениями, связанными с водоснабжением и водными каналами. Место, которое предназначалось для строительства мечети, было избрано еще в византийский период. Этой площадью был бывший Ипподром. С целью строительства мечети на этой площади в ходе подготовительных работ было разрушено множество построек как византийского, так и раннего османского периода. Среди этих зданий имеются: византийский королевский дворец, останки зрительских мест ипподрома и множество дворцовых построек, принадлежащих высшей знати.
Одной из главнейших причин, повлиявших на выбор места для строительства этой мечети, явилась ее близость с дворцом Топкапы. Тщательность, которая была обязательной при выборе места для мечети, отразилась и в выборе строительного декоративного и отделочного материалов. Керамика (21 043 шт.), использованная в декорировании мечети, была привезена из Изникского дворца, сотни ковров из шёлка, которыми была устлана мечеть, были сотканы дворцовыми ткачихами, а сотни лампад, освещающих здание мечети, привезены из других стран.
Стена в направлении "Кибла" (сторона, куда обращаются лицом во время молитвы - направление к Каабе) украшена окнами (в форме 5 рядов) витражами из цветного стекла. Свет, излучающийся из этих оконных витражей из цветного стекла, таинственным образом подчёркивая красоту и изящества убранства, выдвигает его на первый план. В общей сложности, в мечети имеется 260 окон. Стекла венецианской работы, использованные в витражах в первоначальный период строительства мечети, к сожалению, до нашего времени не дошли.
Величина диаметра купола достигает 23,5 м. Этот громадный купол и малые купола сферической формы, расположенные вокруг него, соединены аркадами с центральной частью. В сооружении колонн использовался конструктивный прием, в основу которого входило изображение подножия колонн в виде слоновой ступни (диаметр колонн 5 м). К двум колоннам, находящимся неподалеку от входа в мечеть, пристроены 9 источников воды с кранами, для мусульманского ритуала омовения перед молитвой.
На михраб возведен чёрный камень, привезённый сюда из мекканской мечети в Каабе. Рядом с михрабом находится минбер, с которого произносится проповедь для мусульманских прихожан. Махфиль для муэдзина является редкой копией махфиля мекканской мечети. Древние надписи, украсившие большие и малые купола, обрамления колонн и стены, искусно исполнены мастером Сеидом Касымом Бибари из Диярбакыра, а также использованы изречения пророка Мухаммеда и суры из Корана.
Возвышение Михраб, минбар, махфиль хюнкара (предназначенное для правителя огороженное решеткой) и камень с прожилками красного, жёлтого и чёрного цветов, использованный по краям оксн, белый мрамор, вывезенный из "Мармара Адасы",- являются редчайшими шедеврами, исполненными словно рукой ювелира. Мастера художественной обработки по турецкому перламутру декорировали двери и обрамления окон в самобытном стиле и вкусе. В мавзолее с портиком, расположенным на северо-востоке мечети, который был построен сыном Султана Ахмеда I, Османом II, рядом с усыпальницей Султана Ахмеда I, имеются могилы Османа II и Мурада IV. В этой же усыпальнице - могила горячо любимой супруги Ахмеда I - Султанши Кёсем Махпейкер. В мавзолее имеется еще 32 могилы, принадлежащие падишахской семье. До XIX столетия Ахмедие являлось местом отправки паломников в святыню Хадж.
Внутри Голубая мечеть - особенно по контрасту с Софией - несколько скучна и кажется меньше, чем есть на самом деле. Ее туристическое название также не очень оправдывается: голубого внутри не особенно много - только изразцы вокруг окон и на галереях.
Внутрь можно попасть через большой парадный двор, но в пик летнего сезона этот путь часто закрывается для всех, кроме верующих, а туристам приходится пользоваться южными дверями (откуда надо долго-долго идти гуськом по длинной-длинной галерее, держа в руках собственные ботинки). За дверями - вечные толпы народу; если вы хотите осмотреть Голубую мечеть подробно, сюда (как и в Софию) лучше приходить пораньше с утра.
Выход из мечети - в северо-восточном углу (со стороны площади). По дороге туда - в покоях, где некогда отдыхал после молитвы султан, - сейчас небольшой Музей ковров (Vakiflar Hali Muzesi), отрада любителя ковров.